poetry_in_life (poetry_in_life) wrote,
poetry_in_life
poetry_in_life

Регата Fastnet-2017 закончилась. Все живы

Rolex Fastnet Race — возможно, самая знаменитая регата парусных яхт в мире. Проводится раз в два года без малого целый век. Неделю назад закончилась очередная гонка — на этот раз обошлось без происшествий.

В 1979 году погибло 15 яхтсменов.



Легендарная скала Fastnet у ирландского берега. Здесь яхты делают разворот и отправляются в обратный путь. Фото отсюда.


Необходимое предисловие

К парусному спорту я никакого отношения не имею. Даже несмотря на то, что в 1997 году стал чемпионом Москвы среди крейсерских яхт. Мне вручили какую-то грамоту, которая довольно быстро была потеряна, и сказали, что теперь я кандидат в мастера спорта. Что особенно смешно.

Предыстория такова. Приятель-капитан попросил поучаствовать в регате (шесть гонок — два уикенда) на Пестовском водохранилище. Матросом, конечно. То есть, по команде дергать за веревки переднего паруса (они называются стаксель-шкоты) при поворотах, наматывать их на лебедки, иногда ползать по палубе, чтобы расправлять юбку (нижнюю часть стакселя) Пару раз мы даже подняли спинакер (это такой красивый разноцветный пузырь, ставится редко, только при попутном ветре; курс называется фордевинд).

Как-то был крепкий ветер, у нас оторвало погон гика-шкота, все всполошились, я тоже панически наблюдал за происходящим, потом кинулся, как все, удерживать гик, а капитан с боцманом (мы так его в шутку называли), пытались как-то приладить шкот без погона. В итоге все кончилось благополучно, и мы кое-как добрались до финиша, что было важно. А на базе починились.

Этот безумный ремонт на ходу меня взбодрил и заставил другими глазами взглянуть на судно. Оказывается, оно не всегда бывает добрым и послушным.

В общем, все было довольно романтично и ново. Хотя к тому времени я уже поучаствовал в походе на Онегу и несколько дней покатался с друзьями по этому бурному озеру. Приобщился, так сказать.

Но регата — это, конечно, не прогулка под парусом, где нет конкретной цели и напрочь отсутствует азарт. Во время гонки ощущается ответственность и серьезность момента.

В общем, никакой я не яхтсмен. Но что чувствуют яхтсмены, участвующие в регате, чуть-чуть понимаю. И потому для меня трагедия Фастнетской гонки 1979 года не то что бы близка. Но даже моего небольшого опыта хватает на то, чтобы оценить ужас, который испытали ее участники.

Роковая гонка Rolex Fastnet Race 1979 года

О том, какая трагедия произошла на Фастнетской гонке в 1979 году, я знал довольно давно — об этом писали в газетах. Да и друзья-яхтсмены рассказывали. Позже мне дали почитать подробную статью в журнале «Катера и яхты». Впечатлило.

Гонка начинается в Английском канале, потом яхты выходят в Кельтское море (по сути, это просто часть Атлантического океана), доходят почти до побережья Ирландии, где огибают левым бортом скалу Фастнет и идут обратно. Финиш — в Плимуте.

Скала удобна тем, что на ней расположен маяк, а значит, ее не пропустишь ни днем, ни ночью. Протяженность маршрута — 1126 км (608 морских миль).



11 августа флот из 306 яхт стартовал из Кауса при 3 – 4-балпьном западном ветре (то есть, почти при встречном), и к воскресному вечеру едва прошел южный берег Великобритании. Поэтому когда в ночь на понедельник метеостанции передали по радио прогноз, обещавший усиление ветра до 5 – 6 баллов, большинство яхтсменов этому были даже рады — почти двое суток экипажам пришлось иметь дело не только со слабым ветром, но и с сильным встречным течением. Некоторым судам, чтобы не сдрейфовать назад, приходилось становиться на якорь в ожидании усиления ветра.

Почти одновременно со стартом Фастнетской гонки далеко-далеко от Кауса — над берегами Канады — зародился циклон, который начал свое движение через северную Атлантику со скоростью около 1000 миль в сутки. По расчетам синоптиков, он должен был лишь краем задеть западную часть Ирландского моря (оно северо-восточнее).

Но в понедельник циклон вдруг резко изменил направление, столкнувшись с холодным фронтом, пришедшим со стороны Исландии. В 14.00, когда Фастнет только-только обогнули две первые яхты, радио BBC передало штормовое предупреждение: «Салти, Фастнет, Шаннон. Ожидается шторм силой 8 баллов от зюйд-веста».

Синоптики ошиблись и в этот раз — в ночь на вторник на яхты обрушился 10-балльный шторм (говорят, доходило и до 11-ти). Часть флота успела обогнуть скалу, но большая часть к ней только приближалась.

Первые сигналы бедствия начали поступать в 1.40, и вскоре они просто заполонили эфир. После финиша шкипер с «Грейт Бритн II» Роберт Джеймс скажет: «Шторм 14 августа был самым страшным из всех, которые я когда-либо видел, а я дважды обошел земной шар на яхте».

Схема дистанции Фастнетской гонки. Заштриховано место аварий наибольшего числа яхт.


Вначале для спасения яхтсменов использовались только два дежурных вертолета. Потребовалось какое-то время, чтобы перебросить к месту терпящих бедствие суденышек еще пять вертолетов, шесть кораблей британского ВМФ, датский эсминец, ирландский паром и несколько рыболовных траулеров, а также привлечь к спасательным операциям всепогодные боты береговых спасательных станций южной Англии и Ирландии.

 Многим из этих ботов — размером не больше, чем спасаемые ими яхты, пришлось работать в штормовом море по 36 часов, снимая людей и буксируя поврежденные суда в порты-убежища.

С наступлением рассвета между Силли и Фастнет-Рок постоянно барражировали четыре реактивных самолета, которые наводили вертолеты на терпящие бедствие суда и спасательные плоты.

За эту страшную ночь было опрокинуто в общей сложности 17 килевых яхт. Вообще, яхта (не путать с швертботом) — невероятно мореходное судно. Ее днище утяжелено свинцовым грузом, поэтому она даже после оверкиля, как ванька-встанька, тут же стремится вернуться в исходное положение — палубой вверх. Один бывалый яхтсмен-кругосветник писал, что пережил в южной Атлантике два оверкиля подряд.

Но все заканчивается благополучно, если слаженно работающий и опытный экипаж все делает быстро, соблюдая технику безопасности. То есть, команда вовремя спускает все паруса, перемещается в каюту и плотно задраивает за собой люк.

Семеро англичан с яхты «Гриффин» длиной 10,2 м были вынуждены пересесть на плот спасательный надувной (ПСН), потому что судно после полного оборота на 360° быстро заполнилось водой и пошло ко дну. Их спасли французы с яхты «Лорепей», которая сама с трудом справлялась с волной. Капитан увидел сигнальные ракеты и, не задумываясь, повернул на помощь терпящим бедствие.

10 метровая яхта «Камарг» дважды оказывалась кверху килем с перерывом в час. Полутонник «Гринго» опрокидывался даже не дважды, а трижды! В последний раз была сломана мачта и повреждена палуба. Экипаж покинул яхту на спасательном плоту и шесть часов провел в ожидании помощи.

Другим повезло меньше.

11-метровая «Трофи» перевернулась, сразу же встала в нормальное положение, но через открывшийся щиток сходного люка вода успела заполнить внутренние помещения. Восемь человек экипажа поспешили перейти на надувной спасательный плот, но едва они отошли от борта яхты, его накрыло гребнем волны и сорвало с него сразу четверых яхтсменов.

Затем волны еще четырежды переворачивали ПСН, играя им, как мячом, и все это время люди с огромным трудом на нем удерживались. После пятого переворота двоих из находившихся на плоту отшвырнуло так далеко, что помочь им уже не было никакой возможности.

Удар следующей волны разорвал плот пополам. За одну часть плота ухватились пять человек, другая поддерживала шестого.

Только на рассвете вертолету удалось обнаружить среди огромных волн то, что осталось от плота, и подобрать пятерых еще остававшихся в живых членов экипажа «Трофи». Шестой замерз.

С опрокинувшейся «Ариадны» удалось спасти только четверых — трое пропали без вести, один умер от переохлаждения.

После опрокидывания английской яхты «Ганслингер» она встала на киль с поломанным рулем и изрядным количеством воды в трюме. Экипаж решил, что надо срочно покидать яхту, и спустил на воду надувной плот. Один из яхтсменов перебрался на него, чтобы принять рацию, запас ракет и другое снабжение, но внезапно линь, соединяющий плот с яхтой, оборвался. Увидев, что ПСН быстро относит в сторону, яхтсмен прыгнул в воду, но было уже поздно: ни доплыть до яхты, ни воспользоваться помощью товарищей он не мог — судно было неуправляемым. Член команды погиб у всех на глазах, скрывшись в бушующих волнах.

Рули были поломаны в общей сложности на 11 судах, мачты — на восьми. Всего было спасено (снято с плотов и яхт) 136 человек, из них 75 — при помощи вертолетов. Финишировало 105 яхт из 306 стартовавших.

15 яхтсменов погибли — людей или смыло во время шторма с палуб яхт и плотов, или они не выдержали слишком низкой температуры морской воды.

Уроки Фастнета 1979 года

Команда упоминавшегося выше «Ганслингера», оставшись без ПСН, поняла, что теперь единственное спасение — бороться за свое судно до конца. Вооружившись ведрами и кастрюлями, яхтсмены быстро откачали воду. Затем соорудили аварийный руль и в конце концов совершенно самостоятельно привели яхту в порт. Единственная помощь, которую они приняли со стороны, — это вызвали вертолет, чтобы передать на него матроса, получившего серьезные травмы при перевороте яхты.

Яхта «Ариадна» со сломанной мачтой, оставленная экипажем


Случаи гибели людей почти исключительно были связаны с оставлением ими яхт и происходили чаще всего тогда, когда яхтсмены оказывались на надувных плотах. В экстремальных условиях надувные плоты оказались недостаточно надежным спасательным средством. Их переворачивало волной, они разрывались, не выдерживали их тенты.

Примечательно, что яхты «Трофи», «Камарг», «Мэджик» и «Голден Эппл», поспешно оставленные экипажами, после окончания шторма были обнаружены в море, плавающими с почти нормальной (не ниже ватерлинии) осадкой. Они были спокойно отбуксированы в порты.

После той трагедии условия участия в Rolex Fastnet Race были существенно ужесточены. Теперь для участия в столь опасной и сложной регате экипажу необходимо пройти квалификацию.
____________________

В 1999 году гонку в дивизионе многокорпусных яхт впервые выиграли россияне — экипаж катамарана «Газпром» Виталий Беляков, Сергей Пульков, Владимир Костров. Капитан Виталий Беляков рассказал, как было дело, в журнале Катера и яхты за 2000 год.



Оригинал взят у pavel_shipilin в Регата Fastnet-2017 закончилась. Все живы


Subscribe
promo poetry_in_life апрель 16, 2015 18:59 20
Buy for 20 tokens
Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Стелется синею…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments